Газета The Telegraph сообщила о трёх сотнях наёмников «группы Вагнера» в Ливии. Это не первое свидетельство российского присутствия в Ливии.
Московский корреспондент газеты Алек Лун получил от источника в британском правительстве информацию о том, что тесно связанная с ГРУ частная армия не только отправила около 300 своих сотрудников маршалу Халифе Хафтару, но и поддерживает его Ливийскую национальную армию артиллерией, танками, беспилотниками и боеприпасами. Это прямо противоречит эмбарго, единогласно наложенному на поставки вооружений в страну Советом безопасности ООН ещё в 2011 году и действующему до сих пор.
Луну совместно с журналисткой Анастасией Михайловой также удалось получить независимое подтверждение прибытия «множества» (lots of) вагнеровцев в Ливию от источника в Libyan Russian Oil & Gas Joint Company (совместном предприятии Роснефтегазстроя с «ливийскими партнёрами» со штаб-квартирой в Бенгази).
По мнению источника в британском правительстве, целью российского присутствия в Ливии является получение доступа к глубоководным портам Тобрук и Дерна, а также контроль за поставками нефти в южную Европу.
Напомним, что с 2014 года Ливия погружена в гражданскую войну. Основными сторонами конфликта являются Правительство национального единства, которые было сформировано в 2016 году при поддержке Совбеза ООН в Триполи и контролирует западную часть населённого средиземноморского побережья, и поддерживаемая Египтом и ОАЭ Ливийская национальная армия с правительством в Тобруке. Вторая сторона контролирует восточную половину страны (включая Тобрук и Бенгази, а с лета 2018 года также и Дерну) и значительную часть Ливийской пустыни.
Это не первое свидетельство российского присутствия в Ливии. Так, 24 января 2016 года арабоязычная газета «Аш-Шарк аль-Аусат», базирующаяся в Лондоне, сообщила, что в Ливию прибыл небольшой отряд военных из США, Великобритании и России для поддержания правительства в Тобруке на северо-востоке страны. Ранее представитель ливийского правительства в интервью AFP подтверждал, что руководство страны запрашивало ограниченную международную военную помощь для защиты нефтяных месторождений от атак местной ветви ИГ.
Уже спустя несколько дней, 31 января в районе населённого пункта Адждабия на северо-востоке Ливии (около 160 км к югу от Бенгази) местные жители обнаружили упавший беспилотник, внешне схожий с БПЛА «Орлан-10» российского производства.
От известной версии «Орлан-10» этот аппарат отличается компоновкой и наличием двух килей. Беспилотник аналогичной модели был сбит ВВС Турции 16 октября 2015 года вблизи сирийско-турецкой границы. Рассказывая об этом инциденте, российский блог bmpd отмечает, что аналогичный беспилотник упал вблизи сирийского города Кесаб в июле 2015 года — то есть более чем за два месяца до официального вступления России в сирийский конфликт. Кроме того, подобные аппараты неоднократно попадали в руки украинских силовиков на Донбассе, начиная с июня 2014 года.
Источник «Газеты.ру» в оборонной промышленности заявил, что этот БЛА российского производства — секретная разработка, упоминания о которой нельзя найти в СМИ. Он же отметил, что эту модель использует не Минобороны РФ, а «другие российские структуры».
В феврале 2017 года издание War is Boring обнаружило в соцсетях авиатехников ЛНА фотографии, указывающие на поставку как минимум одного истребителя семейства МиГ-23 из России. На одной из опубликованных фотографий на киле частично находящегося за кадром самолёта хорошо видна звезда ВКС России. Авторы не исключили, что число поставленных МиГов могло доходить до шести.
В июне 2017 французский бюллетень Intelligence online узнал о поставках Хафтару истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (МиГ-23БМ) из наличия ВКС России. По сведениям издания, с самолётами прибыл и российский технический персонал, а также военные советники ГРУ.
В апреле 2017 года внимание военных аналитиков привлекли фотографии новых вооружений ЛНА. На одной из них видны 122-миллиметровые гаубицы М-30, модернизированные в конце 1970-х гг. установкой пневматических колёс от грузовика ЗИЛ-131.
До 2017 за пределами бывшего СССР такие орудия отмечались лишь у 5-го корпуса Сирийской арабской армии, вооружение и подготовку бойцов которого осуществляет Россия (напомним, что именно этим корпусом командовал погибший в Сирии в 2018 году генерал-лейтенант Валерий Асапов). Это позволило нидерландским военным аналитикам С. Митзеру и Й. Олимансу предположить, что гаубицы на снимке также прибыли из России.
В октябре 2018 года английский таблоид The Sun вышел со статьёй, в которой рассказал о присутствии военнослужащих ГРУ и спецназа в Ливии. По данным издания, численность отряда составляет десятки человек, которые базируются в прибрежных городах Тобрук и Бенгази вместе с «ЧВК Вагнера». Также источник газеты предполагает, что в Ливию могли быть доставлены зенитный ракетный комплекс С-300 и противокорабельные ракеты «Калибр».
Наконец, в ноябре 2018 года маршал Хафтар встретился с министром обороны России Сергеем Шойгу. Изучая видеозаписи со встречи, «Новая газета» обнаружила, что участие в ней принимал «повар Путина» Евгений Пригожин, который, как считается, финансирует деятельность «ЧВК Вагнера».